Святые целители и грешные больные

Когда мы говорим «страдание», то часто подразумеваем именно физическую боль. Каждый человек, сталкиваясь с болезнью, кратковременной или продолжительной, желает вернуть здоровье. Верующий обращается с молитвой к Богу, Матери Божией и святым. Некоторые подвижники особо прославлены, как целители.

Врачи-бессребреники

Века гонений на первых христиан (III — IV вв) дали нам немало святых целителей: мученики Кир Александрийский, Трифон Апамейский, Иулиан Эмесский, Косма и Дамиан Римские, Антиох Севастийский, Диомид Тарсянин, Косма и Дамиан Аравийские, Орест Каппадокийский и другие. Особенно почитаем великомученик Пантелеимон, пострадавший в то же время. И позже являлись люди святой жизни, чьим служением стала помощь больным.

Более близок нам по времени — свт. Лука (Войно-Ясенецкий) — выдающийся хирург, помогавший людям в первой половине — середине XX века. Будучи архиереем, он прошел тюрьмы и ссылки, но не оставил ни своего святительского, ни врачебного служения.

Все они постигли врачебную науку, но главным для них стала горячая вера. Они исцеляли не только и не столько тело, сколько душу. Нередко выздоровление пациента случалось именно после его покаяния и обращения в христианство. Слово «бессребреник» указывает на то, что целители не брали платы за свою помощь. На иконах многие из них изображаются с ларцом, в котором находятся лекарства, с кистью для помазывания.

Кроме того, в житии большинства святых, которые и не имели прямого отношения к медицине, мы видим чудеса исцеления. Любой православный сразу вспомнит в этой связи святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Здоровье чудесным образом подается и по молитвам различным иконам Божией Матери.

Так все ли святые лечат?

Очень важно понимать, что молитва — это, в первую очередь, разговор с Богом. Любые мнения о «специализации» святых (например, «св. Матроне Московской следует молиться о получении квартиры, а преп. Сергию Радонежскому — об успехе на экзаменах») — магизм самого дурного рода. Исцеляет именно вера с нашей стороны и благодать Божия, подаваемая Духом Святым!

И не стоит применять земные мерки к Царствию, где святые предстоят пред Спасителем за весь мир. Чья молитва «сильнее», кто за что «отвечает»? — Неверная постановка вопроса.

Господь не отнимает у нас ни личности, ни индивидуальности. Он дает нам множество заступников и множество путей спасения. Один святой может оказаться ближе, роднее, обратиться к нему «не так страшно и не так стыдно». Особенно, если мы знаем, что он был врачом, при жизни и по успении помогал многим страждущим.

Нужно ли лечиться?

Многие убеждены, что болезнь дана Богом в «наказание» или как крест, и делают из этого совершенно неверный вывод: лечиться не нужно. Не будем сейчас углубляться в богословие, лишь скажем, что Господь — наш любящий Отец. Мы мучаемся потому, что отдаляемся от Него, отворачиваемся и отрекаемся. Мы сами порождаем океаны зла — болезнь, которая отравляет весь мир.

Христос воплотился, чтобы спасти всего человека. Поэтому мы говорим, что тело — храм души. Церковь — Тело Христово, а мы — ее члены.

Если можно что-то сделать для восстановления своего здоровья — необходимо этим заняться. Если можно что-то сделать для облегчения страданий ближнего — это тем более наш долг. Важно не впадать в самонадеянность и понимать, что ничего не делается без благодатной помощи. В практической жизни это означает разумный баланс, между собственными усилиями и ответственностью и смиренным подчинением Воле Божией.

Необходимо, также, вспомнить слова из св. Писания:

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Мф. 25:34 — 40

Болезнь — то, что приключается повсеместно и постоянно. Рядом с каждым из нас есть люди, нуждающиеся в заботе и сострадании, в молитве и посещении. И Господь прямо заповедовал нам такое проявление любви. Сегодня, когда медицина очень сильна, мы, как никогда ранее, видим, что она не всесильна. Многие недуги никогда не отступают, и проявления сердечного тепла, искреннего внимания становятся особенно ценными.

Необходимо молиться о здоровье душевном и телесном. Обязательно надо поминать в молитвах страждущих и оказывать им действенную помощь. И весь сонм святых врачей-бессребреников подкрепит наши просьбы. А уж кто сподобится чуда исцеления, а кому будет полезнее потерпеть и смириться — это в руце Божией.

просмотры (65)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *