Усекновение главы Иоанна Предтечи

useknovenie111 сентября Церковь воспоминает день мученической кончины Иоанна Крестителя – Предтечи Спасителя. В православном календаре это один из двунадесятых праздников, отличный от большинства строгим постом. В 2016 году это воскресный день, тем не менее, почитая величайшего пророка и скорбя о его страшной смерти, верующие воздерживаются не только от скоромной пищи, но и от развлечений.

Напомним кратко цепь событий, приведшую к казни Иоанна. Мы знаем о них из Евангелий от Матфея (14:1 – 12) и от Марка (6:14 – 29). Предтеча открыто призывал мир к покаянию пред лицом грядущего Господа. В том числе, он обличал царя Ирода, оставившего законную жену, ради сожительства с женой брата Иродиадой. За это пророка бросили в темницу.

Евангелисты расходятся в том, кто более хотел смерти Иоанна: Ирод ли, которого удерживал только страх перед народным гневом, или Иродиада, которой никак не удавалось убедить царя навсегда прервать «глас вопиющего в пустыне». Очевидно, что для обоих позиция Предтечи была проблемой.

Однажды, во время пира в честь дня рождения Ирода, дочь Иродиады Саломея плясала перед гостями. Ее танец так захватил царя, что он поклялся дать ей все, что угодно. По желанию матери, девица потребовала голову Иоанна Крестителя на блюде…

Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей

(Мк. 6:26)

И немедленно «большего, из рожденного женами» (по словам Христа Мк. 11:11) обезглавили. Его главу отдали Саломее, а та – Иродиаде. Тело погребли ученики. Позже, жена одного из царедворцев забрала честную главу пророка и погребла ее в сосуде на Елеонской горе.

useknovenie3

Трагическое стечение обстоятельств?

Если абстрагироваться от давно известного нам сюжета и попытаться перенести его в нашу реальность, финал земного служения Иоанна Предтечи может показаться просто абсурдным, никак не соответствующим его великому предназначению. Ведь он пал жертвой слишком низких интриг слишком низких людей, пусть и царского рода. Но такой, мирской, взгляд конечно искажает истину.

Кончина Крестителя открывает нам глубину слов Христа:

Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

(Ин. 15:19)

Мы видим столкновение самого высокого и чистого человеческого духа с обществом, погрязшим в самых грязных страстях. Их квинтэссенция – пир Ирода, пляска Саломеи, царская гордыня и приверженность ложным принципам, месть Иродиады…

Обратим внимание, насколько Иоанн далек от происходящего – и в переносном смысле, и в прямом: естественно, он не присутствует в пышно украшенных залах. Но пресыщенным, погрязшим в грехах нестерпим сам факт его существования. Обильные «удовольствия» не способны отвлечь их от мыслей об одетом в накидку из грубой ткани, иссушенном пустынным солнцем и крайним постом человеке.

useknovenie2

Иоанн – персонифицированная совесть. Когда собственная душа, собственные чувства уже окончательно отравлены и исковерканы, раздается и звучит его голос. И в одних он будит глубокое покаяние, а в других – уже только злобу, острую, как меч.

Готовы ли мы узнать правду?

Как сказал в своем Первосвятительском слове Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл:

Люди редко любят слышать правду о самих себе, в очень редких случаях, и только сильные люди.

(11 сентября 2009 г., Нижний Новгород)

Воспоминание о Предтече Спасителя понуждает нас стараться стать чуть сильнее. Именно ради этого в этот день верующие соблюдают строгий пост. А не потому, что магически не хотят уподобляться пирующему Ироду. И уж тем более стоит сторониться любых суеверий, которые молва приурочила к этому дню… Все эти выдумки, вроде запрета рубить капусту, не должны занимать нас.

useknovenie4

Был убит тот, на кого мы можем взирать только снизу вверх, но не дай нам Бог по бездумию «возвыситься» и увлечься порицанием его убийц. Разве в самих себе мы не находим подобных грехов: сластолюбия, человекоугодия, гордыни и прочих, коим несть числа?!

Усекновение головы Иоанна Крестителя имело еще один важнейший смысл. Оказавшись после смерти в аду (ведь до того, как Спаситель сошел во ад и победил его, для всех людей, даже самых праведных, не существовало иного пути), Предтеча провозвестил скорое избавление множеству чистых душ. Об этом Церковь поет и в праздничном тропаре:

Память праведнаго с похвалами,
тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:
показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,
яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго.
Темже за истину пострадав, радуяся,
благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,
вземлющаго грех мира
и подающаго нам велию милость.

просмотры (9)

Комментирование запрещено