Преображение Господне 2016

preobrazhenie119 августа 2016 года Православная Церковь будет праздновать Преображение Господне. В народном обиходе этот двунадесятый праздник называется «Яблочный Спас», ведь в храмах после Литургии освящают плоды. Так в едином торжестве высочайшие духовные смыслы слиты с земной радостью и благодарностью Богу за новый урожай.

Евангельское событие

В день Преображения мы вспоминаем, как Господь, взяв с Собою трех учеников, Петра, Иакова и Иоанна, взошел на гору (Мф. 17:1 – 13, Мк. 9:2 – 13, Лк. 9:28 – 36). Там Он преобразился: лик Его просиял, как солнце, а одежды «сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить».

Рядом со Спасителем явились Моисей и пророк Илия, беседующие с Ним. А после опустилось облако, из которого слышался глас:

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.

Ученики, бывшие с Иисусом, были потрясены. Прямодушный Петр так выразил свои чувства:

Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

На обратном пути Спаситель запретил рассказывать о Преображении до времени Воскресения. Апостолы выполнили повеление, хотя до последнего момента не понимали ясно, что Господь должен пострадать, умереть и восстать из мертвых – настолько довлела убежденность в том, что мессия станет земным царем Израиля.

Зачем же Иисус явил ученикам Свою славу? – Как говорится в толкованиях к событию Преображения, именно затем, что Он видел степень их неведения. И хотел дать ученикам опору в тот страшный момент, когда все их мечты и идеи о земном воцарении Учителя окажутся разрушены. Он знал глубину смятения и отчаяния, в которую ввергнет последователей Его смерть. И подарил им надежду, показав нескольким избранным сияющий Свет Своей Божественной Природы.

В этом событии не только апостолы, но и все мы видим бесконечные человеколюбие и милость Творца, даже в самых жестоких страданиях подающего человеку утешение.

Еще одна важнейшая мысль, которую мы должны воспринять в этом торжестве: не столько Сам Господь преобразился, сколько преобразил Своих учеников, дав им способность видеть Его в истинном свете. Так может и должен изменяться каждый христианин, моля об очищении Образа Божиего в себе.

гора Фавор

гора Фавор

Вне времени и по календарю

Исторически Преображение Господне произошло незадолго до иудейской Пасхи. И если бы Церковь следовала точной последовательности событий, то празднование приходилось бы на время Великого поста. Но для воспоминания о Фаворском Свете (по названию горы – Фавор) было избрано время сбора урожая. Почему?

Историки церкви считают, что торжество Преображения объединили с традиционными праздниками новых плодов, молодого вина. Таким образом христианские миссионеры напоминали новообращенным, что за урожай стоит благодарить истинного Господа, явившего нам Свою Славу.

Виноград, яблоки и другие плоды

Суть праздника Преображения высоко духовная: Господь подает нам надежду узреть горний мир еще в земной жизни и предощущение Царствия Небесного. Но, как водится, столь значимое торжество обросло суевериями.

Одним из «непреложных правил» стал запрет есть яблоки до их освящения. Со временем явилось множество нелепых «объяснений», как поедание плодов может отразиться на посмертной участи человека и его близких.

Для благочестивого земледельца действительно важно посвятить собранный урожай Богу – отдать Творцу первое, лучшее. И если у вас есть собственный сад, в котором к Преображению поспевают яблоки и другие плоды – принесите их в церковь, освятите и разделите с ближними.

яблочный Спас

Непосредственно запрет на вкушение был введен в византийских монастырях для иноков, ухаживавших за виноградниками. Им предписывалось не есть гроздья нового урожая.

Таким образом, мы видим, что идея «не есть яблоки» не имеет под собой никаких канонических оснований. Особенно для горожан, покупающих овощи и фрукты в магазине. Мы ведь вообще не знаем наверняка, где и когда они собраны.

Поэтому стоит концентрировать свое внимание на истинном смысле Преображения. Не забывая, конечно, о благодарности Творцу за то, что Он питает нас и подает нам не только духовные, но и земные радости.

просмотры (4)

Комментирование запрещено