Святой равноапостольный великий князь Владимир

vladimir128 июля Церковь чтит память святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. Этот правитель получил редкие дарования и сыграл решающую роль в истории нашей Родины. Отстоя от времен правления князя более, чем на тысячу лет, мы видим, что его политические успехи неотделимы и даже обусловлены главным духовным завоеванием – Крещением Руси.

«Зерно, посеянное на доброй земле»

Князь Владимир первую половину жизни провел язычником. Но путь к Православию предуготовлялся и ему, и всей нашей земле. Христианками были и великая бабушка князя (святая равноапостольная великая княгиня Ольга), и его мать. Среди дружинников и купцов, посещавших Византию, некоторые крестились. Когда Владимир отвоевал великокняжеский престол, в 978 году, в Киеве приняли мученическую кончину варяги – свтт. Феодор и Иоанн.

Мысль, о том, что Крещение Руси явилось следствием политической необходимости – не выдерживает критики. Славянские племена, объединенные под властью Владимира, и служилые скандинавы жили в языческой традиции. И хотя в разных местностях и разные сословия поклонялись разным идолам – все принимали и понимали сложившуюся ситуацию. А князь уже тогда воспринимался, как светоч – недаром его назвали Красно Солнышко. Язычество не было верой, стройной религиозной системой, но вполне удовлетворяло политической необходимости единомыслия населения.

Поэтому принятие христианства самим Владимиром, Крещение Руси и последовавшая непримиримая борьба с идолами – это великий переворот в сознании и всей последующей судьбе страны. В нем очевиден Промысел Божий и действие Благодати, которая, как зерно, посеянное на доброй земле, принесло обильный плод.

«Се, стою у двери и стучу»

Известная сказка о том, что Владимир, якобы, выбирал из нескольких религий, призвана была подчеркнуть «случайность» принятия Православия. Мы не можем знать внутренних побуждений и помышлений великого князя, но нам известны обстоятельства, в которых он крестился. Его устремления открываются в поступках.

С Византией у Владимира был взаимный интерес. Императоры искали у него защиты от мятежников. Великий князь хотел подтвердить и освятить свою власть царскими регалиями. А это было неразрывно связано с принятием святого крещения.

В 987 году император Василий II призывает русскую дружину на помощь от узурпатора Варды Фоки и соглашается отдать за Владимира свою сестру Анну. Но, чтобы добиться обещанного, великому князю пришлось не только освободить константинопольский трон, но и захватить Корсунь – важный византийский порт в Крыму.

Именно там Владимир принял святое крещение с именем Василий, обвенчался с царевной Анной и получил символы императорского достоинства. Святой Патриарх Константинопольский Хризоверг II направил на Русь святого митрополита Михаила. Преобразив себя, Владимир в 988 году вернулся в Киев, чтобы преобразить всех и вся.

Крещение Руси

Крещение Руси

«Кто не придет завтра на реку – будет мне враг»

Такие слова святого князя доносят до нас летописцы. Родившись во Христе, он употребил всю свою власть для скорейшего и совершенного приведения к Спасению всех своих подданных: «богатых или бедных, нищих или рабов».

Это не была формальная акция, вызванная некой «политической необходимостью». В истории известно немало случаев, когда правитель и его окружение исповедовали веру, отличную от веры прочего населения.

Всенародное Крещение и свержение идолов у многих славян и варягов (если не у большинства!) вызывало ярый протест. Сколько сил и упорства стоили святому Владимиру такие перемены!

Он разрушал капища и возводил церкви. Отношение к грекам, приехавшим со святым митрополитом Михаилом и благоверной царевной Анной, было настороженное. Великий князь учреждал училища, где детей учили грамоте – из них впоследствии вырастало первое русское духовенство.

Святой великий князь Владимир совершенно обоснованно назван «равноапостольным». Ведь именно он прочно укоренил Евангельское Благовестие на Русской земле.

Собор всех Святых, в земле Русской просиявших

Собор всех Святых, в земле Русской просиявших

«И сверши новые люди сии»

Во время освящения Успенской Десятинной Церкви в Киеве князь молился Спасителю о своем народе, который он привел в сознание Истины. И он совершенно справедливо называет их «новыми людьми».

Конечно, изменения, начатые святым Владимиром, заняли многие века. Автокефалия Русской Православной Церкви была установлена более, чем через 600 лет, при последнем его царствовавшем потомке, Феодоре Иоанновиче, в 1593 году. Но семена, посеянные на добрую землю души русского князя и перенесенные им на благодатную родную почву, приносили и продолжают приносить удивительные духовные плоды.

Бессчетно количество известных и скрытых от славы мирской русских святых, к которым причислен и Владимир. Вся наша земля освящается их подвигом и неустанными молитвами. Бесконечную милость являет нам Пресвятая Богородица, уделом которой стала вся Россия. Русская Церковь устояла и при сокрушительном нападении врага, когда, казалось, что вера совершенно оскудела и вот-вот вовсе иссякнет.

Святой Равноапостольный великий князь Владимир крестил наших далеких предков, но, в конечном счете, и всех нас. С благодарностью и надеждой на молитвенное заступление, мы прославляем его:

Величаем! Величаем тя,
святый равноапостольный княже Владимире,
и чтим святую память твою,
идолы поправшаго
и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго.

просмотры (0)

Комментирование запрещено