Святые царственные страстотерпцы

strastoterptsy117 июля Православная Церковь чтит память святых царственных страстотерпцев императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. В этот день они приняли мученическую смерть в 1918 году. Канонизация царской семьи Русской Православной Церковью произошла в 2000 году.

От катастрофы 1917 года нас отделяет, без малого, век и несколько поколений. Но нашей Родине были нанесены столь страшные раны, что их боль мы чувствуем и сегодня. У каждого думающего человека есть свое отношение к событиям того времени. Для верующих же очевидна природа зла, обрушившегося тогда на Россию – она обнаруживает себя в кровавых расправах над Церковью, попытке искоренить Православие в душах людей.

Не идеализируя состояние народной веры в Российской Империи начала XX века, невозможно отвергнуть факт мужественного исповедания христианства тысячами людей. Это и монахи, и священнослужители, и миряне, жестоко пострадавшие и принявшие смерть, не отрекаясь от Спасителя. Можно сказать, что этот мартиролог открыли святые царственные страстотерпцы – Государь Император и члены его семьи.

strastoterptsy2

Их канонизации предшествовала долгая кропотливая работа специальной комиссии. Ею были рассмотрены многочисленные доводы сторонников и противников причисления царской семьи к лику святых, исследованы факты жизни Императора, его супруги и детей – от рождения до смерти. Можно представить, насколько сложной была эта работа – ведь необходимо было беспристрастно оценить и частную жизнь, и влияние этих фигур на события в России и мире.

Мы не будем останавливаться на аргументах, являвшихся предметом детального изучения. Желающие могут ознакомиться с ними самостоятельно. Сегодня для нас важнее выводы, к которым пришла Синодальная комиссия.

Помазанник Божиий

Император Николай II с супругой и детьми были глубоко православными людьми. Их домашняя жизнь и общественно-политическая деятельность строились на христианских основаниях, следовании Заповедям Господним. Об этом свидетельствуют те, кто был вхож в царскую семью, близко знал их быт, мысли и чувствования. Ярким примером стали воспоминания иерея Афанасия Беляева, который проводил богослужения в Царском Селе для членов царской фамилии (уже после отречения Николая II) и исповедовал великих княжон.

Император осознавал себя Помазанником Божиим, несущим ответственность за судьбу своего народа и, что важно, Православия. Одной из основных черт его политики явилось упование на волю Божию, вплоть до полного смирения. Такие же мотивы проявляются и в поступках Императрицы, царских детей.

Светские историки могут бесконечно рассуждать о недостатке властности у Государя. Одним из главных «смущающих» фактов стало его отречение от престола. Однако все предшествовавшие этому событию и последующие поступки Николая II проявили глубоко нравственную подоплеку подобного решения. Император был убежден, что какая-либо борьба за власть повлечет лишь новое кровопролитие. Генералу Д. Н. Дубенскому государь сказал:

Готов даже не только Царство, но и жизнь свою отдать за Родину.

Но самое важное, что и для своих сторонников, и для врагов Николай II не переставал быть Помазанником Божиим. В 1918 году Святейший Патриарх Тихон принял решение о поминовении убиенного Государя, как Императора. На протяжении десятилетий советской истории школьникам объясняли, что царь, его супруга и дети были убиты «по необходимости», «чтобы никто из них не стал центром, символом сопротивления новой власти». Из этого ясно, что Император оставался важнейшей фигурой в сознании всего народа.

Дом Ипатьева, где находились в заключении и были убиты Император, члены его семьи и верные приближенные

Дом Ипатьева, где находились в заключении и были убиты Император, члены его семьи и верные приближенные

Побеждая зло любовью

Однако эти «школьные» тезисы даже близко не объясняют ту чудовищную жестокость, с которой палачи расправлялись с членами царской семьи и теми, кто не покинул страстотерпцев даже на пороге смерти. Казни предшествовали долгие месяцы заточения, лишений и издевательств, которые узники переносили с беспримерным смирением.

Все свидетели последнего периода жизни царской семьи, сочувствовавшие и не сочувствовавшие им, единодушно сообщают, что Император и его близкие много молились. За три дня до убийства царской семье удалось исповедаться и причаститься.

Имея шансы бороться, они явили истинную покорность Божией воле и ни в чем не противились палачам. Речь не шла ни то что о каком-то политическом бунте, но даже о малейшем бытовом недовольстве.

Вот слова Николая II, записанные великой княжной Ольгой Николаевной:

Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь

В такой ситуации очевидно, что государя казнили именно, как Помазанника Божия, как человека, облеченного высшей ответственностью перед Господом. Кровная и духовная связь с ним обрекла на смерть его супругу и детей. Они погибли не по какой-то лживой «необходимости», а будучи первой и главной православной семьей в России.

Подвал - место казни святых царственных страстотерпцев

Подвал — место казни святых царственных страстотерпцев

Землю Российскую в любви к Православию утвердите

Святые царственные страстотерпцы – малая церковь, которая противостояла врагу всего рода человеческого, тщивщемуся разрушить само здание Православия, оплотом которого была и, слава Богу, остается Россия. И противостояние это было, безусловно, христианским: исполненным смирения вплоть до смерти.

Даже столь краткое изложение обстоятельств мученичества Императора и его семьи вселяет веру в то, что теперь они молитвенно предстоят пред Господом за весь наш народ, за всех чад Православной Церкви – за нас.

"Ганина яма" - место обнаружения останков, предположительно принадлежащих святым царственным страстотерпцам

«Ганина яма» — место обнаружения останков, предположительно принадлежащих святым царственным страстотерпцам

Мы же прославляем их словами тропаря:

Глас 4

Днесь, благовернии людие, светло почтим/
седмерицу честную царственных страстотерпец,/
Христову едину домашнюю Церковь:/
Николая и Александру,/
Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./
Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/
от богоборных смерть и поругание телес прияша/
и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./
Сего ради к ним с любовию возопиим:/
о святии страстотерпцы,/
гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/
землю Российскую в любви к Православию утвердите,/
от междоусобныя брани сохраните,/
мир мирови у Бога испросите//
и душам нашим велию милость.

просмотры (6)

Комментирование запрещено